Тезисы доклада
Символизм и символическое мышление в культуре.

Люди живы Божьей лаской,
Что на всех незримо льется,
Божьим словом, что безмолвно
Во вселенной раздается.
(Вл. Соловьев)

Человеку свойственно уникальное отношение к миру - созерцание, и чистое, бескорыстное стремление к истине - «теория», божественное знание, как называли это древние греки (от θεος - бог). Осмыслить мир и обозначить вещи, его составляющие, является истинно человеческой задачей, формирующей сигнификативную функцию культуры. Основными способами обозначения и осмысления мира являются знаки и знаковые системы, образы и символы. Особенностью знака является то, что он служит лишь заместителем другого предмета, только указывает на что-то, что стоит за ним, знак - это лишь признак, или копия чего-то иного. Самостоятельного значения он не имеет, выполняя чисто служебные функции. Образы многозначны, но множественность их значений субъективна, и зависит от наших органов чувств, они отражают не столько реальность мира, сколько неисчерпаемость человеческой способности воображения. Использование знаков и знаковых систем, равно как и продуцирование образов, свойственно как человеку, так и другим живым существам (в разной мере, разумеется).

Творчество символов доступно лишь человеку. В символе соединяются краткость знака и неисчерпаемость образа; кроме того, символ осознается человеком не как сотворенный, а как данный, как существующий от века. В истории русской мысли глубокую интерпретацию символа дал о. П.Флоренский. Символ в его философской системе является не только единицей семиотической, но также и онтологической, он не только обозначает нечто иное, но и становится реальным носителем этого иного. Чувственный мир как бы становится прозрачным, «теряет свою душу»; по словам Флоренского, он делается носителем иного мира, воплощает иной мир в себе и превращается тем самым в символ. В символе неслитно объединяются два мира - тот, к которому символ принадлежит предметно, и тот, на который он указывает. Символ имеет внутреннюю связь с тем, что он символизирует; он наделен, хотя бы частично, духовной силой обозначаемого. Поэтому он не просто обозначает, но и реально являет обозначаемое: символ и есть само обозначаемое. В своей ранней работе «Эмпирея и Эмпирия» Флоренский определил символ как «органически живое единство изображающего и изображаемого, символизирующего и символизируемого».

Предметный мир, таким образом, приобретает, по мысли Флоренского особую значимость и особую ценность, равно как и проявления духовной активности человека, среди которых русский мыслитель особенно выделяет иконопись и имена (анализу этих культурных феноменов посвящены отдельные работы философа). Мысль о духовной напряженности мира, о его причастности миру Божественному развивалась в русской мысли всегда, найдя свое ярчайшее воплощение в учении Вл.Соловьева о «всеединстве».

В истории культуры есть эпохи, преизбыточно насыщенные символами; в истории русской культуры такой эпохой стал Серебряный век. Как отмечает С.С.Хоружий, от первых своих зачатков в так называемом декадансе 90-х годов прошлого века, и до последних, уже послеоктябрьских страниц в творчестве Блока, Белого, Вячеслава Иванова, - Серебряный век выражает себя в разнообразных мирах символов и системах символических форм. Эти миры и системы образуют обширный символический конгломерат, где можно найти репертуар символических форм искусства, культуры, социальной жизни и индивидуального поведения. Серебряный век - эпоха символистская par excellence. Он создал языки философского, религиозного, художественного символизма, восходящие к Владимиру Соловьеву.

Опубликовано в сборнике материалов Всероссийской научно-практической конференции «Лингвистика и межкультурная коммуникация», Таганрог, 2-6 июня 2002 г., стр.55-57.

[ Следующий документ | Предыдущий документ | На главную страницу ]


© 2002 Ярославцева И.П.