Вечный ребенок

Статья.

Карнавал

          Детское мышление – это феномен, упорно ускользающий от пристального внимания потенциального исследователя. Он дается для переживания так же, как нам дается религиозный опыт, т.е. непосредственно, глубоко, щедро. Однако, подобно последнему, он зачастую невербализуем: «ребенок «осужден на безмолвие» – в нем есть только полнота первичных чувств, но нет слов, способных эти чувства обнаружить» (1.). Так целая вселенная младенческого и детского мира остается для нас закрытой: собственные воспоминания скрыты где-то глубоко в пучине памяти, а наблюдения за детьми дают такое же искаженное представление о внутреннем мире ребенка, как и наблюдения над поведением верующего: его опыт настолько же неисповедим.

          И, тем не менее, этот первичный опыт познания и творения мира человеком тесно связан со всей его последующей жизнью: «Руссо сказал однажды, что мир погиб бы, если бы каждый человек раз в жизни не был ребенком…», – отмечает Ю.М. Лотман (2. С. 54). И далее, пишет о том, как совершалось в культурном универсуме открытие эвристической ценности детства: « И постепенно в культуру входит представление о том, что ребенок – это и есть нормальный человек. Появляется детская одежда, детская комната, возникает представление о том, что играть – это хорошо. Не только ребенка, но и взрослого надо учить, играя» (там же). Психология и философия, в своем стремлении познать, но прежде всего – дешифровать – опыт детского мышления, идут различными путями. Один из новых подходов к проникновению в универсум детской мысли был предложен в рамках современного направления в психологии – в София-Анализе. Представитель этого метода в Италии проф. Габриэлла Италия Сорджи продемонстрировала его участникам российско-итальянского декадника по психотерапии в г.Асколи-Пичено (центральная Италия) в феврале 2010 г. В основу метода ею положена работа с материалом литературы, драматургии, кино – как носителями современной мифологии, по мысли самой Г.Сорджи, а также представителя София-Анализа в России – А.Ф.Ермошина.

Габриела Сорджи

          В этот раз очередным мифом, через рассмотрение – и переживание – которого осуществлялось проникновение в тайны «бессловесного» детского мышления, стал фильм австралийского режиссера Джейн Кемпион «Пианино», где «бессловесность» детского сознания была многократно усилена немотой главной героини Ады. В интерпретации Г.И.Сорджи, героиня фильма предстает перед нами как «взрослая девочка», живущая в абсолютном молчании, в котором сконцентрировано, выступают ее собственная немота, затем молчание как ответ на непонимание ее миром, а также, стоящий за нею детский безмолвный мир. Выход героини из безысходности ее жизненной ситуации мыслится итальянским психологом, как выход из ее вынужденного безмолвия, вербализация того, что кажется изначально невербализуемым.

          В качестве этакого «кинематографического» наплыва, приведем опять мысли Ал.Лобка, касающиеся потаенности, специфичности и причудливости детского «невегласия». По мысли автора, «Ребенок вначале воображает слово, наполняет его своими, авторскими смыслами и значениями (исходя из тех или иных контекстов, в которых он наблюдает жизнь этого слова), придумывает ему собственную, вообразительную семантику – и лишь потом соотносит его с теми значениями, которые привычно функционируют во взрослой языковой культуре. Таким образом, каждое без исключения слово языка переживает в сознании ребенка некоторое вообразительное приключение» (1.). Возвращаясь к психологическому анализу, произведенному Г.Сорджи, отметим, что, по ее представлению, прорыв из детского «безмолвия» героини фильма, (а также каждого из нас, в уникальных обстоятельствах нашей собственной жизни) осуществляется вначале ошибочно через артикуляцию своих переживаний с помощью пианино. Такое «пианино», как паллиатив решения проблемы, имеется у каждого человека. Итальянский психолог выводит музыку, которой спасалась от мира и от самой себя Ада, из «первичной музыки жизни», того «моря», «вод», «течений», в которые погружено каждое живое существо с момента зачатия. Сначала это, по мысли Г.Сорджи, музыка вод, омывающих будущее человеческое существо в материнской утробе, именно тогда перед человеком впервые встает выбор (цитата приводится по записи устной лекции Г.Сорджи): «Эта музыка пренатальной жизни впервые ставит Аду перед выбором: умереть, или продолжать жить и испытать радость рождения и борьбы за жизнь».

На via dei Saladini, 16

          Перевод тайн бытия «с детского» из задачи лингвистической превращается в экзистенциальную проблему. Г.Сорджи и ее единомышленники ищут ее решения на путях адекватного «перевода» детского мышления. Для героини фильма «Пианино», послужившего проф. Г.Сорджи архетипом для исследования «трудностей перевода» с детского, таким выходом становится любовь, как язык более свободный и адекватный. Задача интерпретации знаков детства мыслится психологом как жизненная задача человека: «Не все способны пересечь бурное море на плоту, если только они не обладают навыками Улисса. Требуются жесткая дисциплина, особые умения и вера в свою Самость «Se» для того, чтобы достойно встретить девятый вал» (цитата дается по записи устной лекции Г.И.Сорджи). Свиток с тайными письменами жизни, который нам вручают так рано, остается с нами навсегда, и детство оставляет в нем свои бесценные заметки на полях.

На via dei Saladini, 16

Библиографический список.

  1. Лобок Ал. http://allobok.livejournal.com/
  2. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. СПб, Искусство – СПб. 1994.

Опубликовано: Материалы 4-ой международной научно-практической конференции «Философия - детям» 3-7 ноября 2010 г., Москва, изд-во Мэйлер, стр. 81-85.

[ Следующий документ | Предыдущий документ | На главную страницу ]


© 20011 Ярославцева И.П.