Гостья из будущего

Шестого февраля 2011 г. в библиотеке им. А.П.Чехова

          Готовясь к участию в вечере, посвященном передаче библиотеке имени А.П.Чехова книжного наследия Г.В.Иванченко, я прилежно перечитывала ее книги, особенно задерживаясь на последней, завещательной ее работе, книге «Забота о себе». Там автор особенно выделяет, акцентируя наше внимание на тупиках заботы, «субъчеловеческий» уровень существования, когда человек вязнет, как муха в меду, в мелких бытовых хлопотах, наполняет свою жизнь мелочами, заполняет ее щели и зазоры массмедийной жвачкой. Сможем ли мы хоть на один вечер вырваться из этой субмарины умеренности, особенно в такую погоду, какая выдалась вчера: в нежданную и беспардонную южную оттепель, бессовестно смешавшую стихии снега и воды в немыслимых пропорциях, продувающую город самоуверенным, телеологическим, трансцендентным западным ветром, несущим с собой высокие приливы, подвижки льдов на заливе, дожди и перемену участи? Сможем ли?

          Я пришла в выставочно-концертный зал библиотеки заранее, и сразу же вздохнула с облегчением, услышав, как подросточки из детского театра-студии «Чехонте» под руководством Василия Федоровича Егельского старательно репетируют исполнение трепещущих строф Галины Иванченко:

          С каждой весной холодней и нежней
          И ощутимее – взгляд Твой упорный…
          Только не трогай моих чертежей
          Замков воздушных и замыслов черных.

          Это мои любимые строки, и мысленно я повторяла их вслед за двумя тоненькими девочками Никой Тарасенко и Ольгой Терещенко. Владислав Поймалин, тоже участник этой студии, в оставшиеся перед началом вечера мгновения продолжал искать золотую середину между «пеплом» и «огнем», речь о которых шла в горьком и нежном стихотворении К.Кулиева, которое выбрал эпиграфом ко всему вечеру отец Галины – Владимир Петрович Рыжов.

          Постепенно зал библиотеки заполнился. В основном, знакомые все лица преподавателей ТТИ ЮФУ, который по традиции мы все продолжаем называть просто «Радиком», школьные друзья и учителя Галины, ученые, музыканты, поэты, артисты:

          Вечер начался с трогательной, дрожащей, высочайшей ноты печали и грусти – со слов отца Галины – Владимира Петровича Рыжова и с передачи творческого наследия Г.Иванченко в дар городской библиотеке.

          Потом я, собственно говоря, не имея на это никаких особых прав (мысленно помолившись, и положив перед собой на столике ведущих вечера - книги Галины, ставшие для меня в последнее время настольными, подподушечными, дорогими) рассказала, вернее – напомнила – собравшимся об основных вехах ее стремительной, яркой и краткой – жизни, перечислила лучшие, ярчайшие из написанных ею книг (а они все – лучшие).

          В.П.Рыжов решил посвятить вечер именно научному наследию Гали, с которым таганрожцы еще мало знакомы. Многие помнят девочку Галочку, с которой вместе учились, или которую учили в школе, девушку Галю, с которой вместе ходили в горные походы, чудесную, обаятельную женщину Галину. Но ученого с мировым именем Г.В.Иванченко, оригинального психолога, культуролога, философа знают пока лишь немногие в Таганроге. Забегая вперед, могу сказать, что, после окончания первой (заранее подготовленной) части вечера, старые знакомые Галины подходили к ведущим и признавались, что сегодня многие из них впервые узнали новую Галю – а мы с Владимиром Петровичем этого как раз и хотели – всколыхнуть застоявшийся покой приморского городка, потревожить субъчеловеческие субмарины, прочесть Галинины строки, посвященные истинной задаче, стоящей перед человеком: задаче самореализации, самоактуализации и самосовершенствования. И это у нас получалось!

          Удивительно, с каким вниманием – и пониманием! – еще и еще раз повторю – с пониманием – люди слушали рассказ В.П.Рыжова о книге Г.Иванченко «Принцип необходимого разнообразия в культуре и искусстве»,легшей в основу ее докторской диссертации:

          Сама Галина Иванченко (для многих она навсегда осталась Галей Рыжовой) присутствовала на вечере двумя фотографиями: на одной она прекрасная, радостная повернулась к зрителю от рояля, на другой – за месяц до кончины, в июле 2009 года, на презентации последней своей книги «Забота о себе», а также – фрагментом ее выступления на конференции в ГУ ВШЭ, кроме того, весь вечер сопровождался слайдами, заботливо подобранными родителями Галины, и финальным слайдофильмом, в котором мы еще и еще раз увидели Галину и все милые лица семьи Рыжовых-Иванченко.

          Затем размышления моего давнего и доброго знакомого Валерия Васильевича Гуры, к.п.наук, ныне – декана факультета социальной педагогики ТГПИ. Когда-то мы с Валерием Васильевичем работали на одной кафедре в «Радике», всегда симпатизировали друг другу и много беседовали как психолог с философом. Валерий Васильевич представил книгу Г.Иванченко «Совершенство в искусстве и в жизни» - развивающую одну из самых принципиальных идей ее творчества – идею совершенства. Прекрасная и губительная идея, толкающая человека к вершинным достижениям и к роковому самообману. Недаром, сама Галина видела эту тему амбивалентной: ее чуткому воображению поэта представлялись в самом этом слове и вершины, и свершения, и сверх…. Валерий Васильевич, молодец, постарался глубоко вникнуть в тему, как дельфийский ныряльщик. А я вспомнила стихотворное инобытие темы совершенства, отраженное в тихом и подлинном зеркале одного из стихотворений Г.Иванченко:

          Совершенство покоя, покой совершенства...
          Отчего же подсвечены темной тоской
          О покое – мечты? Не мужской и не женской
          Эту грезу я вижу – почти не людской!
          В ней божественность жажды – не быть, воплощенья
          Растерять, стать прозрачней и призрачней сна,
          Но остаться собою – и в слове любом, и в движеньи,
          Даже если реальности клетка – тесна.
          В совершенстве покоя не место потоку,
          Что сверкает, влечет, и нельзя не испить...
          Как же мы совершенны – пока одиноки
          И пока не желаем, не жаждем – любить.

          Рассказы о книгах чередовались с музыкой. В исполнении самого Владимира Петровича – талантливого композитора и пианиста – мы смогли услышать фортепианную пьесу, сочиненную его маленькой Галочкой в далеком 1978 году. Затем романсы, один из которых сочинен самим В.П.Рыжовым на стихи Гали, а другой – «Головокружительные ночи» – харьковского композитора-любителя Валентина Шустикова, исполнила Ольга Рябинина (партия фортепиано – Владимир Рыжов и Елена Якущенко).

          Дети из театра-студии «Чехонте» читали стихи Галины Иванченко так старательно, искренне, нежно...

          Мне выпало рассказывать о последних книгах Г.В.Иванченко «Логос любви», «Космос любви», «Забота о себе». Тяжкая и сладостная задача, исполнение которой властно вырвало меня на несколько минут из уютного зала библиотеки, с его стенами, украшенными полотнами и фотографиями какой-то выставки, вырвало и вытолкнуло в космические просторы в эпоху, последовавшую сразу же за Большим Взрывом, когда аннигилировалось почти 100 процентов вещества в нашей Вселенной, зато из оставшихся сотых долей процента возник новый мир и наша Земля. По мысли Г.Иванченко, любовь начинается с такого же Большого Взрыва в масштабах личности одного человека, и в этом Взрыве сгорает все наше прошлое, все старые привычки, привязанности, предпочтения, предубеждения…. И рождается новая личность любящего человека.

          В завершение первой части вечера Владислав Поймалин прочел-таки стихотворение Кулиева про пепел, который пылает ярче огня, греет горячее и стучит в наши сердца.

          А затем я тихонько сидела, умалившись и притаившись, и слушала тех, кто вспоминал свою родную, единственную Галочку – подругу и соседку, ученицу, дочку своего друга. Лица людей, и так светлые и задумчивые, казались озаренными внутренним, незримым отсветом воспоминаний, никому не хотелось расходиться, мир идей, драгоценной уникальной, трагической судьбы Г.В.Иванченко объединил нас в этот час в этом месте. Какое-то новое ощущение, какой-то важный, неведомый урок вынесла я с собой – думала я так, возвращаясь домой по тротуарам, с которых оттепель смывала последние следы снега. Так же точно, казалось мне, под воздействием стихии мысли, музыки, сострадания, эмпатии с души сходит патина повседневности, субъчеловеческого, и открываются возможности самореализации, самоактуализации, самосовершенствования и любви, Б-любви, на чем особенно настаивала Галина Иванченко в «Космосе любви», т.е. Бытийной Любви (в отличие от Д-любви, то есть ущербной дифицитарной любви). Будем жить, будем помнить:

          Иссякает желанье и близится пониманье:
          (Тем внезапней и ярче, чем призрачней я) –
          Я –
          За пределами твоего бытия
          неумолчное
          имени твоего
          звучанье.

          Если ад есмь другие, и рай многолюден,
          Для меня ты - един на бескрайней тверди.
          Я –
          Гостья
          из будущего твоего бессмертья,
          Вырастающего из преизобилия буден.
          (Г.В. Иванченко).

Опубликовано: Журнал «Библиотечное дело». №3, 2011 г., стр. 42-44.

[ Следующий документ | Предыдущий документ | На главную страницу ]


© 2011 Ярославцева И.П.