МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ТАГАНРОГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ РАДИОТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра лингвистического образования

«Утверждаю»

Декан ЕГФ ___________В.В.Василовский

Зав. кафедрой ЛО ___________ И.А.Цатурова

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

дисциплины «Древние языки и культуры»

для студентов специальности 022900 «Перевод и переводоведение»

курс 1 семестры 1-2

Учебных занятий по дисциплине 170 час.
Из них:
лекций 38 час.;
практические занятия 57 час.;
самостоятельная работа 75 час.;
экзамен 2 семестр, зачет 1 семестр.

Таганрог 2000 г.



Программа составлена на основе государственного образовательного стандарта направления 620100 «Лингвистика и межкультурная коммуникация», специальности 0022900 «Перевод и переводоведение».

Составитель - доцент кафедры ЛО, к.ф.н. Ярославцева И.П.

Методическая записка к курсу «Древние языки и культуры».

Курс «Древние языки и культуры» предназначен для студентов лингвистического отделения кафедры лингвистического образования естественно-гуманитарного факультета Таганрогского государственного радиотехнического университета. Он составлен на основе государственного стандарта ОПД.Ф.08.

I. ВВЕДЕНИЕ.

Цели и задачи:
Данный курс ставит своей целью дать студентам представление о древности как о доистории на основе понятия об осевом времени К.Ясперса, дать целостное представление об античности, как о фундаменте всей европейской цивилизации, раскрыть перед ними различные стороны и аспекты античной культуры, такие как античная литература, театр, философия, изобразительное искусство, античная медицина. В задачи курса также входит дать студентам всю необходимую общекультурную лексику на древнегреческом языке, так же основы грамматики и синтаксиса латинского языка.

Структура процесса обучения:
Курс изучается в 1-2 семестрах, объёмом в 170 часов.
Лекций - 38 часов.
Самостоятельная работа - 75 часов.
Практические занятия - 57 часов.
По окончании курса во 2-м семестре экзамен, зачёт в 1 семестре.

Требования к знаниям и умениям студентов:
Прослушавший курс должен:

  1. Понимать специфику древней истории, иметь представление о мифологическом сознании, его сущности и временных рамках его существования. Иметь понятия о рациональном и иррациональном в мышлении. Уметь видеть дериваты мифологического мышления в мышлении современного человека.
  2. Иметь представление об античной культуре в ее целостности. Знание основных понятий античной культуры, таких как алетейя, пайдейя, техне , мимесис, калокагатия, даймонион, псюхе, сома и др. Уметь формулировать основные проблемы античности.
  3. Уметь оперировать текстами античных авторов, интерпретация и комментирование диалогов Платона, пьес античных трагиков: Эсхила, Софокла, Еврипида, римских историков и ораторов Тацита, Цицерона. Воспитание в себе искусства интерпретации.
  4. Иметь представление о первоначальном христианстве. Анализировать последние века существования античного мира, умение соотнести этическую, религиозную, историческую доктрину христианства и язычества.
  5. Видеть актуальность основных проблем и идей античности, их место в современном мире.
  6. Знать грамматическую систему латинского языка.
  7. Знать лексический минимум, включающего наиболее употребительные слова латинского языка.
  8. Обладать навыками чтения и перевода латинских текстов со словарем.
  9. Иметь представление о роли латинского языка в формировании словарного и фразеологического состава современных европейских языков.

II. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА.

  1. Территориальные и хронологические границы древних культур. Понятие доистории. Культура первобытной эпохи. Периодизация первобытности. Особенности первобытного искусства. Ранние формы верований.
  2. Понятие об осевом времени. Схема мировой истории. Доистория. Великие культуры древности. Карл Ясперс и его учение об осевом времени. Доосевые и осевые культуры. Культура древнего Египта. Культура эллинистического Египта. Культура Древней Месопотамии (Двуречья). Заселение Двуречья. Шумеро-Аккадская культура. Культура Старовавилонского царства. Культура Ассирии. Культура Сасанидского Ирана. Культура Древней Индии. Магадхо-Маурийская эпоха. Кушано-Гуптский период. Культура Древнего Китая. Философско-религиозные системы Китая. Нормы повседневной жизни. Развитие науки, литературы и искусства.
  3. 3.1. Культура Древней Греции. Культура Крито-Микенской эпохи. Открытия Генриха Шлимана. Культура Гомеровской эпохи. «Илиада» и «Одиссея». Культура периода архаики. Поэтесса Сафо. Солон и начала демократии. Рабство в греческом полисе. Положение женщины.
    3.2. Греческий пантеон. Очеловеченные боги. Мистерии Элевсина. Религия Диониса. Орфическая теософия.
    3.3. Пифагорейский союз. Рождение трагедии. Эсхил: трилогия о Прометее, Мойра и Дике, цивилизация как оплот против деспотических сил. Софокл: гимн человеку, «Эдип-царь» - трагедия рока, попытка Софокла найти справедливость у богов. Еврипид: мир человеческих страстей и поиски веры.
    3.4. Золотой век Афин. Правление Перикла. Творчество Фидия. Расцвет философии. Рождение истории: Геродот. Положение медицины в 5 веке до н.э. Гиппократ.
    3.5. Эллинистический мир. Правление Александра Македонского. Походы в Среднюю Азию и Индию. Царство книг. Александрия: Библиотека и Мусейон. Эллинистические философские школы. Бегство от мира: эпикурейцы, скептики, стоики, киники.
    3.6. Закат греческой культуры. История греческого языка. Алфавит. Правила чтения и ударения. Эстетическая и философская лексика.
  4. Культура Древнего Рима.
    4.1. Этрусская культура.
    4.2. Царский период. Патриархальные представления и их роль в общественном сознании римлян.
    4.3. Период республики.
    4.5. Период империи. От гражданина к подданному. Римское право. От религии общины к мировой религии.
    4.6. Историческое пространство и историческое время в культуре древнего Рима. Римский провинциальный город, его идеология и культура.
    4.7. Место науки в системе мировоззрения римлян. Поэт и поэзия в римской культуре. Римское искусство.
  5. Культура древних цивилизаций в истории культуры и в современности. Первобытное искусство и модернизм. Примитивизм и компьютерная пиктограмма. Греческий Дионисизм и Аполлонизм в творчестве Ф.Ницше, Р.Вагнера, В.Иванова, П.Флоренского. Идеи античной философии в современной мысли: А.Ф.Лосев.
  6. Латинский язык.
    6.1. Основные этапы истории латинского языка. Архаическая латынь. Классическая латынь. Послеклассическая латынь. Поздняя латынь. Исторические судьбы латинского языка после падения Римской империи. Латынь как источник формирования интернациональной общественно-политической лексики и научной терминологии.
    6.2. Фонетика. Гласные звуки. Согласные звуки, дифтонги и диграфы. Правила чтения буквосочетаний. Слогораздел. Долгие и краткие слоги. Правила постановки ударения.
    6.3. Имя существительное. Грамматические категории существительного. I склонение. II склонение. Согласный тип Ш склонения. Гласный тип III склонения. Смешанный тип III склонения. IV склонение. V склонение. Употребление предлогов.
    6.4. Глагол. Грамматические категории глагола. 4 спряжения. Основные формы глагола. Основы глагола. Настоящее время действительного и страдательного залога. Повелительное наклонение. Имперфект действительного и страдательного залога. Идущее первое действительного и страдательного залога. Перфект действительного залога. Плюсквамперфект действительного залога. Будущее второе действительного залога. Причастия. Супин. Времена системы перфекта страдательного залога. Инфинитивы. Сослагательное наклонение: настоящее время, имперфект, времена системы перфекта сослагательного наклонения. Герундий и герундив.
    6.5. Имя прилагательное. Прилагательные I - II склонения. Прилагательные III склонения. Степени сравнения прилагательных.
    6.6. Местоимение. Личные местоимения. Возвратное местоимение. Указательные местоимения. Относительные и вопросительные местоимения. Неопределенные местоимения. Отрицательные местоимения. Местоименные прилагательные.
    6.7. Наречие и числительное. Самостоятельные и производные наречия. Образование производных наречий. Степени сравнения наречий. Числительное. Количественные и порядковые числительные. Образование производных числительных. Склонение числительных.
    6.8. Синтаксис. Простое и сложное предложение. Употребление сослагательного наклонения в простом предложении. Употребление времен и наклонений в придаточных предложениях.

III. ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА.

  1. Боннар А. Греческая цивилизация. В 2-х томах. Ростов-на-Дону. Феникс. 1994.
  2. Мень А. История религии. В 7 томах. М., Слово. 1992.
  3. Культура Древнего Рима. В 2-х томах. М., Наука. 1985.
  4. Мейчен Дж.Г. Учебник греческого языка. М., Российское библейское общество. 1994.
  5. Мирошенкова В. И., Федоров Н.А. Учебник латинского языка. М., 1985.
  6. Гончарова Н.А. Латинский язык. Минск, 1998.

IV. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА.

  1. Монтэ П. Египет Рамзесов. М., Наука. 1989.
  2. Фрэзер Д.Д. Фольклор в Ветхом Завете. М., Политиздат. 1990.
  3. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., Политиздат. 1991.
  4. История мировой культуры. Под. ред А.Н.Марковой. М., Культура и спорт. 1998.
  5. Керам К. Боги. Гробницы. Ученые. М., Республика. 1994.
  6. Тайлор Э.Б. Первобытная культура. М., Политиздат. 1989.
  7. Лосев А.Ф. История античной эстетики в 8 томах. М., Искусство. 1986-1992.
  8. Платон. Собрание сочинений в 4 томах. М., Мысль. 1990-1994.
  9. Левек П. Эллинистический мир. М., Наука. 1989.
  10. Августин Аврелий. Исповедь. М., Renaissance. 1991.
  11. Виппер Р.Ю. История древнего мира. М., Республика. 1993.
  12. Лебедев А.П. Эпоха гонений на христиан. М., Издание Спасо-Преображенского Валаамского Ставропигиального монастыря. 1994.
  13. Зарин С.М. Аскетизм по православно-христианскому учению. М., Паломник.1996.
  14. Жмудь Л.Я. Наука, философия и религия в раннем пифагореизме. СПб., Алетейя. 1994.
  15. Словарь античности. М., Прогресс. 1989.
  16. Христианство. Энциклопедический словарь. М., Большая Российская энциклопедия. 1993.
  17. Вейсман А.Д. Греческо-русский словарь. М., Греко-латинский кабинет Ю.А.Шичалина. 1991.
  18. Геродот. История. М., Ладомир. 1993.
  19. Флавий Иосиф, Иудейская война. СПб., Орел. 1991.
  20. Федорова Е.В. Люди императорского Рима. М., Издательство МГУ. 1990.
  21. Гай Юлий Цезарь. Записки Юлия Цезаря и его продолжателей. М., День. 1991.
  22. Античная литература. Под ред. А.А.Тахо-Годи. М., Просвещение. 1986.
  23. Латинский язык. Под ред. Ярхо В.Н., Лободы В.И. М. 1983.
  24. Покровская З.А., Кацман Н.Л. Учебник латинского языка, М., Высшая школа. 1981.
  25. Фрагменты ранних греческих философов. Часть I. М., Наука. 1991.

[ Следующий документ | Предыдущий документ | На главную страницу ]


© 2002 Ярославцева И.П.